«Американская мечта футбола»

Александра Гулордава объясняет, почему уже сейчас стоит начать следить за MLS, дабы не упустить момент, когда лига, учитывая темпы развития в Америке «спорта номер один», возможно, станет одним из ведущих мировых чемпионатов.

Популяризация футбола в Америке, или как называют игру миллионов тамошние жители — «соккера» — достигла своего апогея. Вслед за «первооткрывателем» MLS Дэвидом Бекхэмом, которому настолько полюбилась жизнь в Штатах, что любимец миллионов даже решил стать одним из инвесторов новообразованного клуба, за океаном высадился целый десант мировых звезд футбола, которые продолжают «подтягиваться» туда и по сей день.

Робби Кин, Давид Вилья, Кака, ожидающие своих дебютов «старожилы» АПЛ Фрэнк Лэмпард и Стивен Джеррард, «выбивший» себе самый мощный контракт в MLS Андреа Пирло (в «Нью-Йорк Сити» итальянский ветеран будет зарабатывать 8 миллионов евро в год) — пожалуй, никто не поспорит с тем, что все эти ребята являются настоящими легендами своих прежних клуб и в какой-то степени каждый из них олицетворяет определенную эпоху расцвета в европейском футболе.

Обиженный на «Ювентус» Джовинко, воспитанник и многолетний капитан «Атлетика» из Бильбао Андони Ираола, чемпион Аргентины и обладатель Кубка Либертадорес Игнасио Пьятти, старший брат страшно невезучего в последнее время Гонсало Игуаина Висенте, экс-лидер «Марселя» Бенуа Шейру, голкипер сборной Алжира Раис М'Боли, известный по выступлениям за «Шальке 04» и «Айнтрахт» ветеран немецкого футбола Джермейн Джонс, экс-капитан «молодежки» Италии и любимчик тифози «Фиорентины» Марко Донадель — кажется, MLS стал настоящим пристанищем для отверженных на родине или просто решивших осуществить свою собственную «американскую мечту» футболистов.

Но неужели звезд калибра Пирло и Джеррарда тянет за океан всего лишь пресловутое «правило назначенного игрока» (Designated Player Rule) или «правило Бекхэма», позволяющее включать в заявку команды трех игроков, чьи контракты выведены из-под потолка зарплат, который на сегодняшний день в MLS составляет 3,1 миллиона долларов? Так нет же. «Я приехал сюда, чтобы выигрывать. Много людей думают, что я приехал за легкими деньгами, буду сидеть сложа руки и наслаждаться жизнью в Лос-Анджелесе. Но люди, которые знают меня близко, и которые играли со мной знают, что когда начинается матч — для меня важна только победа», — с невозмутимым видом утверждает новобранец «Лос-Анжелес Гэлэкси» СтивиДжи.

А может после бесчисленных наград и поднятых над головой кубков у парней из Европы появилось желание попробовать для себя что-то новое и неизведанное, попутно искупавшись в лучах славы американской публики? Возможно. «Я давно хотел испробовать новый опыт, и наконец-то счастлив, что моя мечта стала реальностью. Сейчас клуб находится на подъеме, и я рад, что наши цели побеждать совпадают. Здесь я надеюсь выиграть все. Я выбрал Нью-Йорк в том числе из-за энтузиазма людей, которые хотели меня тут видеть», — объясняет свое решение Андреа Пирло, ставший третьим итальянским футболистом в истории MLS, чей контракт не попадает под клубный потолок зарплат (до переезда за океан легендарного Маэстро исключения в виде «правила Бекхэма» делались «Монреалем Импакт» для Марко Ди Вайо и «Торонто» для Себастьяна Джовинко).

Или свою роль в популярности MLS среди звезд мировой величины играет фактор комфортой, обеспеченной и беззаботной жизни в стиле «American Dream», где тебя в отличие от европейских журналистов, которые то и дело «прессуют» тебя на станицах своих изданий, местные представители СМИ более лояльны к спортсменам, играющим в так называемый «соккер» (да и зачем это делать, если мишени для критики всегда найдутся в хорошо известным им NFL, NBA и NHL?). Вполне вероятно.

«В Италии у меня было много проблем. Обо мне всегда говорили как о футболисте, который не способен играть на самом высоком уровне, но я постоянно доказывал, что это ошибочное мнение. Мне хотелось найти город и команду, где я с самого начала был бы желанным гостем, и в лице „Торонто“ я получил то, что хотел. Так что я сделал правильный выбор. Хочу побеждать в футболке „Торонто“ и стать частью истории этой команды», — говорит воспитанник «Юве» Джовинко, который благодаря своему статусу «звездного игрока» или «designated player» в канадском клубе получает около 10 миллионов долларов в год (7 миллионов зарплата плюс бонусы).

Для кого-то после абсолютного триумфа в Европе, когда выиграны практически все возможные футбольные награды, переезд за океан — единственный выход найти для себя новую мотивацию или просто получить новые эмоции, продолжив свой путь в стране, где спортом номер один является американский футбол, бейсбол, но точно не так называемый «соккер». Чем не повод стать лицом MLS, «ходячей рекламой», привлекая публику со всего мира и популяризируя чемпионат, в который инвестируются огромные средства, что, согласитесь, является, приятнейшим бонусом?

«У меня всегда было желание попробовать себя в американской лиге, — утверждает чемпион мира и обладатель Золотого Мяча Кака. «Больше всего мне нравится тот факт, что я стал частью совершенно нового проекта. Я выступал за „Реал“, „Сан-Паулу“ и „Милан“. Это три клуба с богатыми традициями и историей. Я благодарю Бога за ту карьеру, которая у меня была. Возрождение в новой лиге, такой как MLS, в новом клубе, таком как „Орландо“, — это большой вызов и мотивация. Уверен, что все мы поможем расти лиге: я, Лэмпард, Вилья, Джеррард, Джовинко и игроки сборной США, которые также хорошо всем известны. Это делает турнир еще более привлекательным».

Что ни говори, а американцы большие молодцы. Судите сами — в 2000-х годах из никому не интересного чемпионата по абсолютно непопулярному в Америке виду спорта Федерации футбола страны удалось постепенно создать новый яркий и качественный продукт в виде обновленной MLS и, надо сказать, что определяющую роль в этом сыграло сенсационное выступление сборной США на Мундиале в Японии и Корее, где подопечные Брюса Арены дошли до четвертьфинала турнира, по пути обыграв Португалию и Мексику.

Интерес к соккеру начал стремительно расти, причем не только среди проживающих в Америке европейцев и латиноамериканцев, но и среди местных жителей, которые стали толпами валить на стадионы, что в итоге вывело MLS на телеэкраны. Лига постепенно расширяла свою географию и к 2007 году в MLS впервые были заявлены клубы из Канады, что еще больше повысило спрос к принципиально новому продукту. Для сравнения, в 2011-м на матчи Лиги в Торонто и Ванкувере ходило в среднем 20 000 человек, что на тысячу больше средней посещаемости хоккея в тех же городах.

Плюс, не стоит забывать, что огромный вклад в популяризацию соккера за океаном внес переезд в Лос-Анжелес в том же 2007 легендарного Дэвида Бекхэма, чье появление вызвало небывалый фурор и всплеск посещаемости на калифорнийском «Стабхаб Сентер». Телемагнаты ликовали, рейтинги взлетели до невероятных высот, а привыкшая к славе чета Бекхэм лишь подогревала интерес к своей паре, снявшись в документальном фильме о своем прибытии в «Город ангелов» для канала NBC и приняв участие в реалити-шоу под названием «Living With the Beckhams», транслировавшемся на канале Fox.

Так называемый «Матч всех звезд» (ежегодная игра с участием отобранными болельщиками футболистов и приглашенного зарубежного клуба), подписание топ-игроков, которые продолжают прибывать в MLS, ежегодное турне европейских грандов по Америке (в 2014 на «товарняк» «Реала» и «МЮ» на «Мичиган Стэдиум» пришли посмотреть 110 тысяч зрителей!) — как только не ухищряется Федерация для того, чтобы поднять интерес и «переманить» болельщиков в соккер.

Не забывает Федерация и про подрастающее поколение футболистов: принятый еще в 1996 году проект развития юношеского футбола в США, предполагающий обязательное наличие своей собственной Академии и так называемого «плана развития игроков» сыграл важную роль в прогрессе национальной сборной, которая спустя 6 лет после внедрения законопроекта «дала прикурить» соперникам на Мундиале, выйдя в четвертьфинал турнира, а в 2009 на Кубке конфедераций сенсационно обыграла действующих чемпионов Европы — сборную Испании со счетом 2:0. Также, с 1997 года в MLS действует принятая программа под обновленным названием Generation Adidas («Поколение Адидас») в ходе которой Лига предоставляет финансовую поддержку клубам, включающим в свою заявку молодых и перспективных американских игроков, что помогает юношескому футболу развиваться еще более стремительными темпами, а клубам зарабатывать на таких игроках в дальнейшем.

Благодаря огромному количеству заключенных в 2015 контрактов на трансляции матчей (чего только стоят восьмилетние контракты с FOX Sports, ESPN, испаноязычным Univision, и четырехлетние — со Sky Sports, Eurosport, бразильским Globostat, Abu Dhabi Sports Channel, а также с китайским Letv Sports!) MLS близка к тому, чтобы из убыточного в начале 2000-х проекта превратится не то, что в самоокупаемый, а в прибыльный продукт, который будет приносить отличные дивиденды своему единому владельцу, которым в данном случае и выступает сама Лига.

«Освещение матчей будет потрясающим. Sky будет обозревать игры для Англии, а Eurosport — для всей Европы. Трансляция матчей на весь мир позволит лиге расти дальше. У нас в Бразилии тоже имеются каналы, где можно увидеть MLS. Это здорово!», — воодушевленно рассказывает Кака.

Для того, чтобы новый клуб получил право вступить в MLS, инвесторам нужно приобрести у Лиги франшизу на участие в чемпионате (к примеру, в 2013-м размер такого взноса для нового клуба Пирло, Вильи и Лэмпарда — «Нью-Йорк Сити» составил 100 миллионов долларов), но это нисколько не умаляет огромное количество желающих внести свою лепту в развитие нового проекта меценатов.

Одним из инвесторов в создании абсолютно нового футбольного клуба в США выступил и Дэвид Бекхэм, который удачно воспользовался опцией своего контракта с «Лос-Анжелес Гэлэкси», приобретя франшизу для расширения североамериканской лиги по льготной цене в 25 миллионов долларов.

«Я хотел создать команду мечты, которую я смог бы построить с нуля», — утверждает звездный британец. «Я знаю, это уже пытались сделать здесь десять лет назад. Думаю, успех зависит прежде всего от подхода — я хочу посвятить этому делу всего себя. Это очень личный проект».

Созданием нового клуба во Флориде, который сможет принять участие в MLS уже в 2017 году, помимо Бекхэма, занимается инвестиционная группа, возглавляемая боливийским миллиардером Марсело Клауре и британским бизнесменом Саймоном Фуллером, которые уже обсудили с мэром Майами место для возведения нового стадиона. «Мы создаем команду с нуля, и нам необходимо минимум три года, чтобы выбрать тренеров, — говорил Клауре в своем прошлогоднем интервью. «Мы должны привлекать общественность, мы должны выбрать название клубу, выбрать форму и убедить именитых игроков приехать и играть у нас».

Соккер в Америке процветает и развивается семимильными шагами, строятся ультрасовременные арены, в прекрасных условиях и на шикарных полях для сборной подготавливается новое поколение американских игроков, из Европы продолжают приезжать легенды мирового футбола, а болельщик в конечном итоге получает качественную картинку в телевизоре или место на комфортном стадионе. Кто знает, с такими темпами, возможно, в будущем Америка станет одной из колыбелей футбола. Совсем не зря Бекхэм решил создать свой футбольный клуб именно здесь. У него ведь, как известно, отличный вкус во всем.

Комментариев: 2

Для добавления комментариев требуется регистрация.
img

Как раз с этого сезона следить и начал) благодаря Евроспорту))

img

МЛС прибавляет из года в год. В США умеют из спорта сделать шоу, в хорошем смысле этого слова.